среда, 10 сентября 2008 г.

Знакомство с системной динамикой

До недавнего времени я работал программистом в компании XJ Technologies и разрабатывал продукт для имитационного моделирования AnyLogic. Имитационное моделирование было для меня до устройства на работу незнакомым понятием. Понятие очень широкое и включающие в себя большое количество подходов, объединенных тем что для изучения некоторой системы активно применяется аппарат численного анализа и широко используется компьютер. В процессе работы я в основном занимался программированием на Java, с использованием платформы Eclipse, так как AnyLogic сделан на основе этой платформы. За год работы я только слышал о том, что собственно можно сделать на продукте, который я поддерживал, исправлял обычные для программного обеспечения "баги".  Теперь уволившись, я получил время для исследования имитационного моделирования и взялся изучать системную динамику, как наиболее близкий мне подход. 
Я выбирал между известными мне системно-динамическим подходом, дискретно событийным и агентным. Системно-динамический меня привлек своей терминологией, которая показалась мне близка по моему высшему образованию. Я закончил математико-механический факультет Санкт Петербургского Государственного Факультета, проучившись 5 лет на кафедре теоретической кибернетике(По-моему скромному мнению лучшей кафедре на всем направлении прикладной математики, хотя многие со мной не согласятся). То что я узнал о системной динамике, работая программистом, было и пока остается очень поверхностным так, что я воспользовался гуглом и сразу же попал в википедию, откуда скачал книгу основоположника системно-динамического подхода Джея Форрестера "Индустриальная динамика"(Jay Forrester "Industrial dynamics"). Книга была переведена на русский язык аж в 1971 году, что поразительно, учитывая то, что Форрестер писал о капиталистических моделях экономики. И в общем стало понятно почему системная динамика сразу привлекла меня. Оказывается Форрестер начинал как инженер и конструировал сервомеханизмы, использую теорию управление, то есть ту теорию, которую я в основном изучал на кафедре теоретической кибернетики. В 60-х годах прошлого века Форрестер стал активно применять полученные знания из технической сферы в сфере экономики и социологии. И по-видимому добился выдающихся результатов, так как по прошествии 50 лет системная динамика является бурно развивающейся областью с большим количеством публикаций и статей, в основном на английском языке.
Книга "Индустриальная динамика" является первой из книг Форрестера и рассказывает о том, как можно применять системно-динамический подход к исследованию поведения предприятия. Как я понял, прочитав четверть книги, автор сознательно избегает использования сложных математических формул и методов, делая упор на словесное описание элементов системы. Тем самым облегчается понимание сути моделирования для людей далеких от математики и не привычных к её строгим формализмам. Местами автор пускается в запутанные философские рассуждения о принятия решений и не понятно, вызвано это манерой автора или это издержки перевода. 
Пока я не разобрался с тем, как же собственно моделировать предприятие, но подход видится многообещающим. Продолжаю изучение доступного материала.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Уважаемый Яков Макаров,добрый день!

На сайте Института социологии РАН (http://www.isras.ru/publ.html?id=855)я разместил, для свободного чтения, электронный вариант своей новой монографии "Конкурентные преимущества системной социологии".
Возможно, некоторые разделы, представленные в данной монографии,например, модели системной динамики, будут Вам интересны.

С уважением,
д.филос.н., г.н.с. Института социологии РАН
Андрей Давыдов

Yasha комментирует...

Андрей. Подобного рода литература мне интересна. Я найду время и ознакомлюсь с Вашей монографией.